В рамках реализации выигранного гранта Ж. Моне «European best practices of youth entrepreneurship and possibility of their implementation in Russia» 11 мая 2017 года проведены лекция, деловая игра «Налогообложение малого бизнеса в странах ЕС и в России». Мероприятие проводилось Савиновой Т.Л. (научный сотрудник НИС) при поддержке кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа.

В ходе встречи обсуждались вопросы:

  1. Общие понятия о налоговой системе.
  2. Налоги в странах ЕС: НДС, налог на прибыль, взносы на социальное страхование, налог на доходы физических лиц
  3. Критерии  малого бизнеса в различных странах ЕС и РФ
  4. Налоговые льготы для предприятий малого бизнеса и молодых предпринимателей в различных странах ЕС
  5. Специальные налоговые режимы для малых предприятий в РФ

Участники мероприятия получили знания и практические навыки расчета налогов на бизнес, познакомились с режимами налогообложения малого бизнеса в странах ЕС.


Деловая игра «Налогообложение в странах ЕС»

Продолжительность: 4 часа.

Содержание игры:

На основе информации, полученной на лекциях и изученной самостоятельно, студентам предлагается по заданным исходным данным рассчитать  налоговую нагрузку предприятия в условиях налогового законодательства различных стран ЕС (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Чехия) и сравнить полученные результаты.

Ход деловой игры:

Первое занятие

  1. Студенты разбиваются на группы по количеству анализируемых стран (4-5 человек в группе), каждой группе до начала деловой игры дается задание более подробно ознакомиться с налоговым законодательством выбранной страны.
  2. В начале деловой игры каждой группе выдается задание с  показателями деятельности  условного предприятия (доходы, расходы, цены на товары и ресурсы и т.д.).
  3. Группа студентов совместно производит расчет суммы налогов, которую необходимо будет уплатить предприятию, используя законодательство конкретной страны, при общей системе налогообложения. Преподаватель контролирует правильность расчетов и отвечает на вопросы студентов.
  4. По окончании расчетов составляется сводная таблица и проводится совместный анализ полученных результатов.

Второе занятие

До начала занятия студенты должны ознакомиться с  налоговыми льготами, которые могут применяться для предприятий  малого бизнеса  и молодых предпринимателей в выбранной стране.

  1. Студенты совместно производят  расчет налогов, уплачиваемых условным предприятием по тем же исходным данным, что и на предыдущем занятии, но с учетом возможности применения различных налоговых льгот (специальных налоговых режимов). Преподаватель контролирует правильность расчетов и отвечает на вопросы студентов.
  2.  По окончании расчетов составляется сводная таблица. Проводится сравнительный анализ  полученных результатов с результатами предыдущего занятия.
  3. Совместное обсуждение полученных результатов с выводами об условиях ведения бизнеса в различных странах ЕС и предложениями об их улучшении для молодых предпринимателей.